31.03.2019

Этапы маркировки табака и табачной продукции

Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1433 установило период для проведения добровольного эксперимента по маркировке табачной продукции и мониторингу ее оборота — с 15 января по 31 декабря 2018 года. Под табачной продукцией понимаются папиросы (код по ОКПД 2 12.00.11.140), сигареты с фильтром и сигареты без фильтра (код по ОКПД 2 12.00.11.130, код по ТН ВЭД 2402 20). Вопрос о маркировке других видов табачной продукции (сигарилл, сигар и т.д.) будет рассматриваться отдельно.

Позже срок эксперимента продлили до 28 февраля 2019 года. Это было вызвано необходимостью обеспечить «бесшовный переход» к требованиям, обозначенным в ст. 18 Федерального закона № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».   

Во второй половине февраля было принято Постановление Об утверждении Правил маркировки табачной продукции. А с 6 марта 2019 года Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224, утверждающее правила маркировки табака, вступило в силу.

На сегодняшний день обозначены следующие этапы в маркировке табачной продукции:

28 февраля 2019 года — окончание пилотного проекта.

1 марта 2019 года — старт регистрации всех участников оборота табачной продукции в информационной системе Честный ЗНАК.

1 июля 2019 года — прекращение выпуска и запрет импорта немаркированной продукции. Это значит, что с 1 июля все производители табачной продукции обязаны маркировать свою продукцию, а импортеры — промаркировать товар до того, как он пересечет границы РФ.

Участникам розничного рынка с 1 июля 2019 года необходимо будет регистрировать продажи маркированной продукции конечным потребителям при помощи ККТ и передавать сведения о ней в систему прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК».

С 1 июля 2020 года — регистрация оптового оборота табачной продукции и прекращение оборота немаркированной продукции.

Таким образом, после 1 июля 2019 года розничная продажа маркированных сигарет без передачи сведений в систему «Честный ЗНАК» запрещается. Немаркированные остатки сигарет можно продавать до 1 июля 2020 года.

Поэтапность внедрения системы маркировки табачной продукции позволит всем участникам рынка своевременно подключиться к системе.

ПОДГОТОВКА МАГАЗИНА К МАРКИРОВКЕ

С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация магазинов и производителей в Национальной системе цифровой маркировки «Честный ЗНАК».

ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ МАРКИРОВКИ ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ

С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированной продукции:

•     Производители будут маркировать каждую пачку сигарет уникальным Data Matrix кодом;

•     Поставка маркированных сигарет дистрибьютору, напрямую от производителя, будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота;

•     При продаже сигарет на кассе нужно просканировать DataMatrix код с каждой пачки или блока. При продаже товара касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция.

Продавать не маркированные пачки сигарет в рознице можно до 1 июля 2020 года.

С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной продукции:

•     Поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.

В январе 2018 года в России был запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Оператор - Центр развития перспективных технологий (Оператор-ЦРПТ), координацию осуществляет Минпромторг России. Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. На пачку и блок наносится двумерный код в формате Data Matrix, защищенный отечественными криптографическими технологиями.

В эксперименте приняли участие все крупные производители табачной продукции – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие. А также были проведены совместные работы с торговыми сетями, дистрибьюторами, розничными магазинами, разработчиками ПО, производителями кассовой техники, операторами фискальных данных и электронного документооборота.